ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Б Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Б

Ба–де–ботт — в первой четверти XVII столетия полотняные чулки, которые заканчивались кружевом, красиво заполнявшим раструб сапога.

Ба–де–шосс — в начале XVI века чулки, которые изготавливались из ткани скроенной по "косой нитке", обычно из тонкого сукна.

Балаган — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях. Также временное здание для театральных, цирковых народных представлений. Первоначально для представлений приспосабливались ярмарочные торговые помещения. Позднее строились специальные деревянные здания; крыша делалась из брезента или мешковины. В балаганах ставились арлекинады, фарсы; псевдопатриотические пьесы, произведения классиков в сильно сокращенном виде; здесь выступали фокусники, акробаты, силачи, гимнасты, народные хоры, кукольники с Петрушкой и марионетками. Постепенно обозначающее постройку слово «балаган» стало обозначать и жанр представления, дававшегося в этой постройке.

Балаклава — вязаный шлем, закрывающий голову шею, плечи его носят солдаты, альпинисты, лыжники. Назван по Балаклаве, месту сражения во время Крымской войны.

Балантин — нарядная матерчатая сумочка, принадлежность дамского туалета времен Директории, носилась на очень длинной ленте, так что могла слегка волочиться по полу (название произошло от французского слова, обозначающего «уженье рыбы»).

Балет (фр. ballet от лат. ballo, танцую) — вид синтетического музыкально–театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, при ведущей роли хореографии. В балете выделяют три составные части: классический танец, характерный танец и пантомиму. По жанрам различают:
— драматический, комический, героический балет;
— балет–феерия;
— балет–пантомима и т.д.

Балетное трико (фр. tricoter, вязать) — часть сценического костюма классической танцовщицы или репетиционный костюм.

Балетный спектакль — художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально–хореографических образах.
Балетный спектакль исполняется средствами танца и пантомимы. В балете принято различать классические и характерные танцы.

Бальзо — женский головной убор в эпоху Ренессанса в начале XVI столетия, жесткая разновидность тюрбана. Каркас делался из жесткой кожи или металла, и обтягивался пестрой обычно шелковой материей.

Бандо (фр. bandeau) — бюстгалтер в виде полоски ткани, может быть как на каркасах, так и без них. Бандо–топ — купальник в виде повязки. Подробнее → Бандо

Барбетта — во времена позднего средневековья часть женского головного убора из белого полотна, охватывающая подбородок и окружающая лицо белизной. Надевалась под филлету.

Баррет — головной убор священнослужителей эпохи средневековья в виде небольшой четырехугольной или треугольной (первоначально круглой) шапочки. Красного цвета — у кардиналов, черного — у духовных лиц низшего ранга церковной иерархии. В светской мужской моде баррет появился в XVI столетии вначале в виде маленькой четырехугольной шапочки, затем к ней добавились маленькие, отогнутые вниз поля и барет стал расти вверх. Самый распространенный вариант барета — большой круг ткани, присборенный по краю и нашитый на жесткий бортик, соединенный с небольшими полями (их можно было поднимать и опускать). Поля украшались драгоценными пряжками, шнурами из жемчуга, страусовым пером.

Бармица — на Руси в X—XIII веков кольчужная сетка, прикрепленная к шлему изнутри, спадающая на спину и плечи, застегивающаяся под подбородком.

Бармы — на Руси в XV—XVII столетиях круглый широкий воротник (оплечье, ожерелье) с застежкой сзади, расшитый жемчугом, каменьями, надевался на платно.

Барретина — традиционный мужской головной убор у каталонцев красная или фиолетовая шапочка в виде колпака с широким концом, откидывающимся вперед или вбок.

Баска — коротенькая юбка, пришиваемая к низу лифа.



Баскины — в истории Англии высокие (могли быть до колена) кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве, формой напоминающие эндромиды.

Баскинья — в испанской моде XVI столетия — нижняя юбка, покрывающая каркас женского платья, или само платье на каркасе.

Батлейка — белорусское народное кукольное представление. Сценой для представлений служил двухъярусный ящик, представления устраивались в верхнем и нижнем ярусах. Батлейщики водили деревянные куклы на стержнях по прорезям в полу ярусов. В репертуар батлейки входили религиозные пьесы, народные драмы и жанровые сцены.

Батон — палочка, употребляющаяся при гримировании для наведения основного тона.

Баута — черный шелковый или кружевной капюшон, закрывавший всю голову, за исключением лица, и падавший поверх плаща; карнавальная маска, закрывающая все лицо.

Башмак — шест с короткой перекладиной на одном конце, которым пользуются рабочие сцены при сборке павильона для поддержки верхних частей павильона: карнизов, потолочных балок, потолка и т.п.

Белье нижнее — разновидность легкой одежды; части костюма (предметы), скрывающие и защищающие интимные места человека. Впервые искусственные покровы тела с функцией нижнего белья появились в цивилизациях древнего мира — Шумере, Египте, Элладе и Риме. Подробнее → Белье нижнее

Бегуин — мужской чепец, сшитый из белой ткани, надевался под верхние головные уборы, появился в XIII столетии.

Бельетаж — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

Бенефис (фр. benefice, польза) — спектакль, сбор от которого (за вычетом расходов по спектаклю) поступает в пользу одного или нескольких актеров–бенефициантов, а также других работников театра. Традиционно бенефициант имел право выбирать пьесу для бенефиса. Различают:
— полный бенефис, сбор от которого полностью поступает в пользу бенефициантов;
— полубенефис, сбор от которого поступает в пользу бенефициантов частично.

Бенефициант — лицо, в пользу которого устраивается бенефис.

Бенуар — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

Бережок — плоская, длинная, невысокая декорационная деталь с неровной верхней кромкой. Бережок служит для изображения рельефа ландшафта или линии горизонта.

Блио (фр. bliaut) — полотнище, перегнутое пополам, с отверстием для головы на месте сгиба; французское название верхней одежды рубашечного покроя, как мужской, так и женской. Блио — женская одежда с боковыми шнуровками, узкими рукавами, которые заканчивались длинными свисающими манжетами. Носили во Франции в X—XIII веках.

Боа — длинный узкий женский шарф из меха, лебяжьего пуха или перьев, например, страусовых. Был в моде в период романтизма, название получил от королевских удавов.
Подробнее → Боа

Боди (англ. body) — вид обтягивающей одежды, закрывающей туловище. Нижнее белье боди может иметь короткие или длинные рукава. Подробнее → Боди

Боковой карман сцены — помещение для динамичной смены декораций с помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Боксеры (англ. boxer shorts) — тип мужского нижнего белья XX века. Представляют собой свободные, необтягивающие трусы в виде шортов. Подробнее → Боксеры трусы

Болеро — первоначально короткий открытый жилет испанских тореадоров, деталь народного испанского костюма. Вошел в дамскую моду вместе со шляпкой того же названия.

Боливар — широкополая шляпа из темного фетра с сильно расширенной кверху тульей и довольно широкими полями, модная в первой четверти XIX века. Названа по имени Симона Боливара, борца за независимость испанских колоний. Шляпа Боливар была особенно популярна в 1820-е годы, когда демократические слои Европы радовались успехам борцов за независимость южноамериканских колоний. Шляпу a la Bolivar носил главный герой романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин».

Боннэ — в конце XV столетия высокий мужской головной убор без полей или женский головной убор в виде чепчика.

Борук — традиционный женский головной убор, до сих пор сохранившийся в некоторых районах Туркмении высокий, цилиндрической формы, украшается серебряными подвесками, прикрывается платком.

Ботин — в XVIII столетии охотничьи мягкие сапоги до середины икры.

Ботт — в XII веке обувь горожан; сапожки с короткими голенищами, позднее они стали закрывать ногу до колен. Видоизменяясь, сохранились до XIX столетия.

Ботфорты — сапоги с отворотами; высокие сапоги для верховой езды. В старину — нарядные сапоги со стоячими голенищами выше колен, с раструбами и подколенными вырезками, употреблялись в тяжелой коннице.

Брагетт — в XIV—XV столетиях откидной клапан в виде мешочка, пришитый к шоссам.

Брандебур — мужской плащ с короткими рукавами, застегивающийся на пуговицы. Появился в моде во второй половине XVII столетия. Брандебуром также называли декоративный шнур.

Бранденбуры — двойные пуговицы, которые застегивались на шнуры или позументы. Названы в честь герцога Бранденбургского в XVII столетии.

Брасьер — во Франции XVII столетия мужская свободная курточка с маленькой баской. Рукава были короткие, либо цельные, либо составленные из отдельных, скрепленных выше локтя лент. Из–под рукавов брасьера выступали рукава рубашки, перехваченные в нескольких местах лентами. В полочки брасьера вшивали картон, для того чтобы они держали форму. Брасьер пришел на смену пурпуэну. Существовал брасьер и в женской моде, особенно в курортных местах, это был небольшой корсаж с баской и рукавами. Его шили из муара или специальной шелковой ткани с маленькими разрезами правильной формы.

Бригелла (итал. brighella от слова briga, неприятность) — персонаж итальянской комедии дель арте; тип Дзанни-пройдохи, не останавливающегося ни перед чем для того, чтобы устроить свои дела. Бригелла являлся главной пружиной интриги; носил костюм из длинной белой блузы с желтыми или зелеными нашивками, длинных белых панталон, простых туфель и шапочки.

Бричес — в середине XVI столетия в Англии, Испании короткие, до середины бедра, штанишки в виде двух шаров, набитых паклей, с нашитыми на них выстроченными полосками ткани.

Бродячая труппа — форма народного театра; кочующие комедианты, выступавшие с отдельными зрелищными номерами, шутовскими и сатирическими представлениями, кукольными спектаклями.

Броуги — в Англии мужские или женские уличные ботинки, часто украшенные накладками из кожи с декоративными дырочками и насечками; грубые рабочие башмаки из недубленой кожи.

Брошь —  ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Подробнее → Брошь

Брыжжи — плоеный воротник из сильно накрахмаленной тонкой ткани.

Брэ — во Франции XII столетия нижняя одежда; штаны, поверх которых надевали шоссы.

Брюки — в России это слово появилось в Петровскую эпоху вместе с голландскими матросами и первоначально означало матросские штаны. Брюки, как таковые, вошли в мужскую моду около середины XIX века. В начале XX столетия, когда был изобретен велосипед, элегантные дамы, несмотря на скандальные ситуации, стали ездить на нем в пышных брючках до колен. В 1911 году парижские дома моделей предложили модели юбки–брюк, они были длинными и широкими и скорее напоминали юбку. Но появление женщин в этом наряде на улице вызывало шквал негодования. Популяризации брюк способствовала кинозвезда Марлен Дитрих. В 60–е годы в мире возникла женская мода на джинсы, и они завоевали весь мир; брюки окончательно превратились в модный элемент женской одежды. Сегодня в моде брюки различной длины, всевозможных силуэтов и покроев.

Бугай — на Руси XV—XVII столетий женская верхняя одежда без рукавов.

Буденновка — красноармейский суконный головной убор в виде шлема с красной звездой.

Булевар — в XVI столетии узкий валик, в который превратились трусы. Характерен для одежды, созданной французским королем Генрихом III, имевшим пристрастие к женской одежде.

Бурлеск (фр. burlesque) — разновидность развлекательного театрального шоу, близкого к жанрам мюзикл, кабаре и водевиль. Подробнее → Бурлеск

Бурнус — накидка, расшитая на восточный манер, и с капюшоном.

Бурс — в старину во Франции кошелек для денег или сумочка для туалетных принадлежностей; в первой четверти XVIII века так называлась сетка на волосы в виде кошелька.

Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

Бутоньерка — цветок или букетик цветов, прикрепляемый к платью.

Буфф (итал. buffa, шутка) — актер, пользующийся приемами буффонады.

Буффон — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

Буффонада — представление с применением клоунских приемов. Буффонадой также называют подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

Буфы — собранные в пышные сборки части одежды на рукавах, юбках и т.п.

Бэрн — верхняя женская одежда, подобная марлоту.

Бюск — деталь дамской одежды, появившаяся в 70–х годах XVII столетия: две металлические пластины, вставленные в корсет спереди и сзади. Благодаря этому грудь перестала быть сплющенной, и приняла красивую округлую форму.

Бюстгалтер (нем. Büstenhalter, держатель груди) — предмет женского нижнего белья, который прикрывает, поддерживает и приподнимает грудь. В конце XIX века он вытеснил корсет. В современное время производятся бюстгалтеры самых разных форм и видов:
— балконет (фр. balconnet, полка) – такой бюстгалтер поддерживает грудь снизу, за счет широко распложенных бретелей и максимально прямой или овальной линии декольте;
— бандо – бюстгалтер в виде полоски ткани, может быть как на каркасах, так и без них;
— бюстгалтер на каркасах – это бюстгалтер с дугообразными металлическими каркасами в нижней части чашки для фиксации груди;
— бюстгалтер без каркасов – такой лиф не фиксирует грудь, а просто ее поддерживает, благодаря своей конструкции;
— бюстгалтер с дублированной чашкой – чашка у такого лифа состоит из нескольких слоев материала, который специальным способом скреплен для того, чтобы придать груди дополнительный объем;
— бюстгалтер с мягкой чашкой – легкий бюстгалтер без применения формообразующих деталей;
— бюстгалтер–комбинация – соединяет в себе бюстгалтер и юбки различной длины;
— бюстгалтер–топ – майка со встроенным лифом;
— бюстгалтер секонд скин (вторая кожа) – это тонкий, бесшовный бюстгалтер, содержит в себе много нейлона и лайкры;
— бюстгалтер–невидимка – такой лиф состоит из пары накладок–липучек. Они придают груди форму и поддерживают ее;
— пуш–ап (англ. push–up) – это бюстгалтер, который позволяет приподнять, увеличить и сместить грудь к центру за счет объемных деталей и особой конструкции.
Подробнее → Бюстгалтер

Бюстье (фр. bustier от слова buste, грудь) — предмет женского нижнего белья, представляющий собой короткий узкий топ, подобный бюстгалтеру. Подробнее → Бюстье →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL