ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Аграф


Аграф (франц. agrafe — крючок, зажим, пряжка) — металлическое украшение в виде в виде застежки или пряжки для нарядов, шляп, обуви или заколки для волос. Может быть выполнено из драгоценных металлов, украшено камнями, чеканкой и прочими изысками.

Аграф эмаль золото

Аграф появился в Средневековье, в одежде эпохи готики, сменив более простую по конструкции и оформлению фибулу. В XIII веке он представлял собой крепление из петли и крючка, выполненное в виде венка из листьев, пластины, розетки, ключей или пронзенных сердец. Аграфом обычно скрепляли ворот нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Иногда аграфы изготавливались из драгоценных металлов и украшались камнями, чеканкой, эмалью, рельефным декором.



В XV веке аграфы было принято дарить фаворитам двора. Тогда были особенно популярны изделия бургундских ювелиров — золотые с эмалью, рельефные в виде цветов или животных, с изображениями религиозного содержания, гербами, девизами, различными надписями.

Аграф на поясе

Аграф на поясе.
Костюм Варварского периода
Аграф на вороте

Аграф как украшение.
Костюм эпохи Средневековья
Аграф на груди

Аграф на груди.
Костюм варвара

К раннему Ренессансу аграфы вышли из моды. Популярность эти украшения вновь обрели в XVII веке, теперь их применяли исключительно для скрепления драпировок и декоративных складок на одежде. В XVIII веке аграфы стали использовать и в качестве заколки для волос. С их помощью к прическе крепили цветы, плюмажи, искусственные локоны. В то время аграфы носили как женщины, так и мужчины. В XIX веке пряжки-аграфы сохранились только в традиционных облачениях: на королевских мантиях, одеждах Папы Римского.



Пряжка-аграф императрицы Елизаветы Петровны, бриллианты.
Мастер Иеремия Позье. Алмазный фонд.

Бриллиантовой пряжкой-аграфом россйские правители с XIII века закалывали мантии. Большая пряжка-аграф – одна из драгоценностей, которые принадлежали монархам Российской Империи. Эта пряжка принадлежала императрице Елизавете Петровне, которая, равно, как и другие правители носила ее в качестве застежки для горностаевой мантии. Ее изготовлением занимался знаменитый ювелир Иеремия Позье в 1750-е годы, который также изготовил знаменитую Большую корону российской империи. Длина роскошной пряжки-аграф составляет 25 см., а ширина 11 см. В качестве формы для пряжки ювелир выбрал форму банта. Этот бант состоит из трех ветвей, усыпанных индийскими и бразильскими бриллиантами. Благодаря искусному переплетению эти ветви, хотя и довольно массивны, смотрятся легкими и воздушными. Легкость придают небольшие цветочки, которые разбросаны на тоненьких стебельках между ветвями. В изделии мастер сочетал самые различные ограненные бриллиантовой огранкой алмазы. Для изготовления пряжки ювелиры использовали традиционные драгоценные металлы – золото и серебро. Это уникальное ювелирное украшение было отреставрировано в 1984 году, наряду с другими царскими регалиями, такими как императорский скипетр, императорская держава, малая императорская корона и другими.

Аграф средневековый Аграф средневековья Аграф периода средневековья

Аграфы средневековья

Аграфом скреплялись женский плащ и мужской хитон этрусков. Фибулой или аграфом Воины Римской Империи скрепляли свой плащ, который назывался хламидой или лацерной. Покрой мужской и женской одежды Византии напоминал покрой одежды в Римской Империи. Широко распространены были плащи, которые на правом плече скреплялись аграфом.  Во времена Возрождения им на смену приходят подвески, но начиная с XVII века вновь стали широко использоваться роскошные застежки, которые теперь стали называться брошами.

Аграф гранат

Аграф "Гранат".
Карнеол (халцедон), гранаты.
Диаметр 5 см
Аграф замок

Аграф "Замок".
Мартин фон Клаузенберг, XIV век,
серебро; позолота, эмаль, чернь, гравировка. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Аграф фантазия

Аграф "Фантазия".
Золото, цветная эмаль, инкрустация.
Растительный орнамент

В XIV веке — аграфы представляли большей частью, изделия из серебра с эмалью. Большим спросом и интересом на аукционах пользуются аграфы бургундских ювелиров начала XV века — рельефные золотые с эмалью, в виде разнообразных фигурок, цветов, мотивов из Библии и пр. Для эпохи поздней готики характерны рельефы с религиозными мотивами, украшенные эмалью.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL