ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

А Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву А

Аванложа — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

Авансцена (фр. avant-scene) — открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.

Авиатик — женское широкое, свободное пальто в период первой мировой войны; подражание мужскому авиационному костюму, от которого и пошло название.

Аграф — первоначально пряжка для скрепления отдельных частей костюма, позднее для украшения причесок, шляп, костюма. Подробнее → Аграф

Ажурная декорация (фр. a jour, сквозной) — вид плоской живописной декорации, в которой часть живописной поверхности декорационного холста вырезается и сквозь прорези виден:
— фон, изображающий небо;
— второй план архитектурной или пейзажной декорации и т.п.
Ажурная декорация при подвеске на нескольких планах создает иллюзию пространственного сооружения или глубины пейзажа. Ажурные архитектурные декорации на сцене проектируются и строятся по законам условной сценической перспективы. Также ажурная декорация — кулисно-арочная декорация, подклеивающаяся на специальные сетки или апплицирующиеся на тюле.

Азям — в старину на Руси крестьянская верхняя летняя мужская и женская одежда в виде широкого длиннополого кафтана с узкими рукавами, с пуговицами и петлями для застегивания. Азям имел халатный покрой, шился из домотканого крестьянского сукна из армячины, верблюжьего сукна. В некоторых губерниях так называлась теплая одежда, например, в Саратовской — это шуба из волчьего или лисьего меха, в Астраханской — овчинный тулуп.

Акт — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

Актер (фр. acteur; комедиант, лицедей) — профессиональный исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино. Актеры исполняют свои роли:
— следуя тексту пьесы; или
— следуя сценарию, требующему импровизации.



Аксамитка — в старину детская шапочка с бархатной подкладкой.

Аксессуары— принадлежности. На театральном языке аксессуарами называется все, что актер должен иметь при себе, выходя на сцену, — все, относящееся к костюму, вооружению и т. п. Подробнее →
Аксессуары для женщин
Аксессуары для мужчин
Аксессуары театральные

Амплуа (греч. employ, применение) — в драматическом театре род ролей, соответствующий сценическим данным актера. Различают амплуа героя, злодея, любовника, резонера, шута и т.д. Амплуа в музыкальном театре — род ролей (партий) определенного характера, исполняемых певцом в зависимости от его вокальных и сценических данных, а также положения, занимаемого певцом в труппе.

Амфитеатр — античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Амфитеатром также именуют места в зрительном зале, расположенные за партером.

Ангажемент (фр. engagement, обязательство) — приглашение артиста или артистического коллектива для участия в спектаклях или концертах на определенных условиях.

Андарак — юбка из шерстяной многоцветной ткани, в разноцветную клетку или с вертикальными либо горизонтальными полосами, подчас с пришитым к ней лифом Распространена в Белоруссии и западных районах России.

Античный театр — сценическое искусство Древней Греции и Древнего Рима в период с VI века до нашей эры по IV век нашей эры. В это время возникли первые образцы постоянных театральных сооружений, театральных машин и декорационного оформления спектакля.

Антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

Антракт (фр. entracte от слов entre, между и acte, действие) — перерыв между актами спектакля или отделениями концерта, циркового представления. Антракт служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для перемены декораций.

Антрепренер — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

Апаш — рубашка с открытым широким воротом. Была в моде со времен Первой мировой войны до 20–х годов XX столетия. Воротник свободно лежал на плечах и груди, оставляя открытой шею. Считается, что подобные рубашки носили парижские хулиганы, апаши.

Апофеоз (греч. apotheosis, обожествление) — заключительная, торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, циркового представления. В апофеозе участвует большое количество действующих лиц. Обычно апофеоз носит монументальный характер, исполнен подъема, мощи, величия.

Аппликация (лат. applicatio, накладывание) — в театрe прием изготовления декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. Аппликация в декорациях создается путем нашивания или наклеивания на непрозрачную основу окрашенных деталей, вырезанных из материала различной плотности, фактуры и окраски. Предварительно на основу наносится рисунок аппликации.


Арлекин (итал. arlecchino) — персонаж итальянской комедии дель арте. В XVI веке Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-простака, запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Арлекин-простак носил костюм, покрытый разноцветными заплатами, символизирующими бедность и скупость его обладателя.
В XVII веке Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-пройдохи, активно участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина-пройдохи приняли форму правильных разноцветных треугольников, тесно прилегающих друг к другу. В XVIII веке в трактовку роли Арлекина был внесен патетический элемент, заставляющий зрителей одновременно смеяться и плакать.

Арлекинада (фр. arlequinade) — популярный жанр французских ярмарочных театров XVIII века. В одноактных пьесах-арлекинадах главными действующими лицами являлись Арлекин и другие персонажи итальянской комедии дель арте; преобладали элементы пантомимы, пения и танца; разыгрывались любовные перипетии и остро комические ситуации.

Армяк — в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, с рукавами, вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. В Саратовской губернии это одежда типа чапана, в Олонецкой — это чуйка, в Казанской — азям имел узкий шалевый воротник, который был отделан другим материалом, чаще плисом, в Псковской губернии армяк имел воротник и узкие отвороты, запахивался неглубоко.

Артист (фр. artiste) — в широком смысле человек, занимающийся творчеством в области некоторого искусства: художник, музыкант и т.п.

Артист балета — танцовщик, исполняющий в балетном спектакле танцы и сцены, созданные балетмейстером. Артист балета обязан посещать уроки классического танца и занятия с репетитором и концертмейстером.

Артист эстрады — чтец, куплетист, певец, музыкант, фокусник, акробат, танцор, конферансье, звукоподражатель и др. Обычно сценические образы артистов эстрады выразительны, ярки, гротескны.

Архитектурное оформление спектакля — способ декорационного оформления спектакля, при котором отдельные детали декораций строятся в трех измерениях, в результате чего они выглядят объемными не только из зрительного зала, но и со сцены.

Арьерсцена (фр. arriere, сзади) — в театре пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена:
— является продолжением основной сцены;
— используется для создания иллюзии большой глубины пространства;
— служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Аттифэ — женский головной убор, представляющий собой маленькую сердцевидную шапочку на каркасе, чаще всего из черного бархата, украшенную пером и драгоценностями. В XVI столетии аттифэ вошла в моду во Франции, в 40–х годах XVI века аттифэ появилась в Англии.

Атур — женский головной убор во Франции XV столетия.

Аяцури — представление японского театра кукол. Обычно представления аяцури сопровождаются чтением рассказчика (гидаю) и аккомпанементом музыкального инструмента (сямисена). По способу вождения кукол аяцури подразделяются:
— на тедзукаи, где действуют куклы, управляемые руками;
— на итоаяцури, где действуют куклы управляемые с помощью нитей.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL